Как электромобили ускоряют конец нефтяного века

На климатической конференции COP28 в Дубае было много недовольства медленными темпами сокращение потребления ископаемого топлива для борьбы с изменением климата. Но положительным моментом, на который могут указать делегаты, является растущий по всему миру парк электромобилей, уже оказывающий большое влияние на спрос, пишет Reuters.

Как электромобили ускоряют конец нефтяного века

Евгений Биятов / РИА Новости

Рост продаж электромобилей в последние годы побудил экспертов ускорить свои прогнозы относительно того, когда глобальное потребление нефти достигнет пика, поскольку государственные субсидии и усовершенствованные технологии помогают потребителям преодолевать возникающие на пути «зеленого» трудности.

Международное энергетическое агентство (МЭА), объединяющее 29 промышленно развитых стран, ожидает, что мировое потребление нефти достигнет своего зенита в конце этого десятилетия и составит 103 миллиона баррелей в день. Пик добычи в 105 миллионов баррелей в сутки произойдет в 2040 году.

«Правила игры меняет политическая поддержка перехода к электрификации, что существенно снизило спрос на нефть со стороны транспортного сектора, который был ключевым фактором роста мирового спроса на углеводороды», — сказал Апостолос Петропулос, специалист по энергетическому моделированию в МЭА.

По данным МЭА, на транспорт приходится около 60% мирового спроса на нефть, причем только на Соединенные Штаты приходится около 10%. Эта доля должна снизиться, поскольку МЭА ожидает, что к 2030 году электромобили сократят мировой спрос на нефть примерно на 5 миллионов баррелей в день.

По расчетам МЭА, мировые продажи электромобилей в настоящее время составляют около 13% всех продаж автомобилей и, вероятно, вырастут до 40–45% рынка к концу десятилетия. Это стало возможным благодаря сочетанию все более строгих стандартов эффективности и субсидий, введенных различными правительствами по всему миру после Парижского соглашения 2015 года о сдерживании глобального потепления в пределах 1,5. градусов Цельсия выше доиндустриальной температуры.

Последние меры по субсидированию включают в себя налоговую льготу в размере 7500 долларов США на покупку нового электромобиля в соответствии с Законом США о снижении инфляции, принятую в прошлом году и призванную компенсировать высокие цены.

Хотя эти цифры велики, МЭА заявило, что продажи электромобилей должны быть еще выше – порядка 70% рынка к 2030 году – чтобы соответствовать цели Парижского соглашения по ограничению потепления.

Но смогут ли продажи достичь этих высот, неизвестно.

Производители электромобилей, включая General Motors, Ford в последние недели отложили или отказались от планов по увеличению производства на фоне роста затрат на рабочую силу и признаков того, что рост процентных ставок замедляет экономический рост в США

Однако в долгосрочной перспективе снижение стоимости аккумуляторов для электромобилей вселяет в некоторых исследователей оптимизм.

По мнению отраслевых экспертов, темпы внедрения электромобилей в будущем будут во многом зависеть от цен на электромобили и наличия зарядных станций. Китай имеет преимущество по обоим пунктам.

По данным британской исследовательской компании JATO Dynamics, в середине 2023 года средний электромобиль в Китае стоил 31 165 евро (33 964 доллара США). По данным JATO, самый дешевый электромобиль в Китае оказался на 8% дешевле, чем самый дешевый эквивалентный автомобиль с бензиновым двигателем. Это происходит благодаря огромным государственным субсидиям и легкой доступности редкоземельных элементов, которые имеют решающее значение в производстве электромобилей.

Электромобили занимают около четверти рынка Китая, и ожидается, что страна будет лидером глобального роста этого сегмента.

В Соединенных Штатах, напротив, средняя цена электромобиля составляет более 53 000 долларов, по данным автомобильной исследовательской компании Kelley Blue Book, что примерно на 5 000 долларов больше, чем автомобиль с бензиновым двигателем.

Соединенные Штаты также значительно отстают от Китая по общему количеству общественных зарядных станций. В официальном документе, финансируемом промышленностью, опубликованном в октябре Институтом электрификации, отмечается, что в Соединенных Штатах имеется около 52 000 общественных зарядных станций, в Европе — около 400 000, а в Китае — около 1,2 миллиона.

Тем не менее по данным МЭА, ожидается, что к 2030 году доля электромобилей в общем числе зарегистрированных новых автомобилей в США вырастет до 50%, поскольку водителей привлекают совершенствование технологий, падение цен и перспектива избежать волатильности стоимости топлива на бензоколонках

«Изменения в политической сфере могут удлинить переходный период», — сказал Петропулос из МЭА, имея в виду опасения некоторых производителей электромобилей, что выборы в США в следующем году могут положить начало новому набору политик. — Но в конечном итоге энергопереход происходит уже сейчас».

  • Другие новости