Ключевые отрасли российской экономики адаптируются, а в некоторых случаях полностью восстанавливаются после беспрецедентных международных санкций, введенных из-за конфликта на Украине, пишет Bloomberg .
Экономический рост и растущий потребительский спрос, подкрепленные значительными государственными расходами, позволили таким разным предприятиям, как банки, производители автомобилей и авиакомпании, найти способы выжить и, в некоторых случаях, процветать, несмотря на ограничения США и Европы
Годовой рост ВВП РФ ускорился до 5,5% в III квартале с 4,9% во II, сообщил Росстат. Это самые быстрые темпы роста за более чем десятилетие, не считая постковдиного всплеска, — превзошел ожидания всех экономистов, опрошенных Bloomberg.
Это восстановление иллюстрирует ограниченность санкций, которые, по словам президента США Джо Байдена, были направлены на то, чтобы сократить экономику России вдвое и превратить рубль в « обломки » в качестве наказания за участие в конфликте с Украиной .
Рубль достиг рекордного минимума сразу после начала войны, но вскоре восстановился. Правительство в прошлом месяце вновь ввело некоторые меры валютного контроля после того, как рубль снова упал до 100 за доллар. Это привело к развороту рынка и сделало в октябре российскую валюту лучшей среди развивающихся рынков .
Хотя России до сих пор удалось избежать экономического коллапса, правительство истощает свои ресурсы для поддержания государственных расходов, в то время как наблюдается отток иностранных инвесторов, а отечественному бизнесу становится все труднее идти в ногу с технологическими изменениями в условиях международной изоляции.
Банки бьют рекорды
Банковский сектор России представляет собой один из наиболее ярких примеров того, как экономика преодолела санкции. Крупнейший российский банк, государственный «Сбербанк», который наряду со всеми основными игроками на рынке страны был внесен в список США и ЕС и отрезан от международной платежной системы SWIFT, в этом году собирается получить рекордную рублевую прибыль.
«Скорее всего, этот год действительно станет для нас самым успешным в истории», — заявил глава банка Герман Греф, на которого наложены санкции США, ЕС и Великобритании.
И Сбербанк здесь не исключение. Совокупная прибыль банковского сектора за девять месяцев года уже превысила предыдущий годовой рекорд довоенного 2021 года. После падения почти до нуля в первый год конфликта на Украине прибыль банков может составить более 3 трлн рублей ($33 млрд) в 2023 году, сообщил управляющий директор российского рейтингового агентства АКРА Валерий Пивень.
Это в три раза выше, чем первоначально ожидал центральный банк в этом году. Среди главных причин такого взлета — кредитный бум, ослаблением рубля и низкие банковские резервы. Регулятор заявил в среду, что не продлит после конца года ряд мер поддержки банков, поскольку кредитные организации и без того стабильны и прибыльны.
На траектории роста
После двух кварталов роста российская экономика почти вернулась к уровню, наблюдавшемуся до начала конфликта, практически полностью амортизировав удар от санкций.
Бюджетные стимулы, которые способствовали улучшению ситуации, будут сохраняться, в том числе и благодаря способности России перенаправлять поставки нефти в другие страны и продавать сырую нефть по ценам, превышающим потолок в 60 долларов, установленный странами G7 и ЕС .
Продажи энергоносителей сохранили важнейший источник дохода для правительства, в результате чего бюджет оказался в лучшем состоянии, чем прогнозировали чиновники, даже несмотря на растущие военные расходы.
Государственные расходы продолжат стимулировать экономику, говорится в документе Минфина, определяющем основные направления бюджетной политики на 2024-2026 годы, и «позволили не только стабилизировать ситуацию, но и успешно и быстро адаптироваться к новым условиям» »
В итоге экономика России, вероятно, достигла довоенного уровня в начале четвертого квартала 2023 года, превзойдя первоначальные ожидания.
Движущими силами этого восстановления стали высокие цены на энергоносители, которые обеспечивают России приток доходов от продаж нефти и газа, бюджетный импульс, сравнимый по масштабам с ковидныим, а также мягкая денежно-кредитная политика, которая привела к расширению кредитования розничного и корпоративного примерно на 20% в годовом исчислении.
Все не так просто
Но проблемы еще впереди. Инфляция значительно превысила целевой показатель центрального банка в 4% в результате ограничений предложения, государственных расходов, роста кредитования и ограниченности рынков труда, усугубляемых притоком людей в армию и оборонную промышленность.
«После пика наступает спад», — сказал Александр Исаков из Bloomberg Economics. Учитывая, что базовая ставка Банка России сейчас составляет 15%, «ожидайте быстрого охлаждения кредитования в ближайшие кварталы, что приведет к снижению потребительского спроса и, вероятно, приведет к более мягкому рынку труда», — отметил он.
Экономика России, вероятно, вернется к потенциальным темпам роста около 1% ВВП, что «было бы весьма хорошим сценарием в нынешних условиях», сказал Марсель Салихов, президент Института энергетики и финансов в Москве.
Заполнение пробелов
Способность России найти новые источники импорта или, в некоторых случаях, полностью заместить его, стала еще одним фактором ее недавнего восстановления, сказал Станислав Мурашов, экономист Райффайзенбанка в Москве.
«Российский бизнес умеет применять весьма нестандартные решения», — отметил он. — Мы пока не видим серьезного дефицита».
Российский авторынок это подтверждает. Казалось бы коллапсировавшие после массового исхода западных брендов продажи автомобилей вернулись на довоенный уровень всего за год.
Но каждая вторая проданная машина – китайская. Хотя объемы восстановились, структура рынка полностью изменилась. На долю Китая сейчас приходится около 80% импорта новых автомобилей, а китайские бренды менее чем за два года захватили более половины всего российского авторынка.
Российский «АвтоВАЗ» контролирует еще один сегмент рынка и сообщил о 59%-ном росте производства за первые семь месяцев года, а также о лучших объемах продаж за десятилетие, несмотря на ограничения на поставки комплектующих в страну. В сентябре США добавили Автоваз в свой санкционный список.
Незапланированные достижения
После того как российские авиаперевозчики были отрезаны от многих международных маршрутов, российские авиакомпании обратились к развитию новых внутренних рейсов в самой большой стране мира по площади суше. В настоящее время они достигли усеха — 50% маршрутов идет в обход Москвы, что опережает первоначальную цель, установленной президентом Путиным в 2018 году и которую нужно было достигнуть в 2024 год,
Увеличение объемов внутренних авиаперевозок, даже несмотря на то, что власти закрыли аэропорты в туристических городах на юге России, во многом произошло благодаря государственной поддержке, заявили в Минтрансе в ответ на запрос Bloomberg.
По данным министерства, несмотря на санкционное давление, международные авиаперевозки «интенсивно развиваются»: за первые девять месяцев года пассажиропоток увеличился почти на 30% по сравнению с аналогичным периодом год назад. Россия имеет воздушное сообщение с 37 странами мира, услуги оказывают 59 иностранных перевозчиков, сообщает агентство.
Тем не менее отрасль по-прежнему сильно зависит от самолетов Boeing и Airbus и вынуждена искать альтернативные способы содержания и обслуживания своего парка внутри страны или за рубежом. Аэрофлот в этом году отправил свой первый самолет для обслуживания в Иран .
Несмотря на то, что некоторые отрасли адаптировались к ограничениям, жизнь в условиях санкций сопряжена с издержками для российской экономики, сказала Ольга Беленькая, экономист «Финама» в Москве.
«Россия нашла обходные пути в случае большинства санкций, но по-прежнему несет потери из-за роста затрат на логистику, ограничения доступа к оборудованию и технологиям, ухудшения качества технологических решений», — сказала она.