В глобальных грузоперевозках развивается новый кризис: из-за атак йеменских хуситов на суда в Красном море путь через Суэцкий канал, обеспечивающий 12% мирового трафика, может быть перекрыт на недели. От его использования уже отказались основные контейнерные линии.

По данным Kuehne+Nagel, на вечер среды 20 декабря вокруг Африки решили идти 120 контейнеровозов. Для каждого из них это означает дополнительные 7–10 дней в пути и порядка $1 млн внеплановых издержек. Альтернатива — пройти коротким путем, но заплатить страховщикам надбавку за резко выросший риск.
США с союзниками собирают группировку сил флота для защиты судоходства в рамках операции Prosperity Guardian, но пока перевозчики не представляют, как это будет выглядеть на практике. Конвойная схема «замедлит судоходство, потому что нам придется ждать формирования конвоя», — сказал Bloomberg CEO танкерного перевозчика Euronav Александер Саверис. А глава контейнерного гиганта Moller-Maersk Винсент Клерк не думает, что охрана в любом виде заработает раньше чем через несколько недель.
Скорее всего, коалиционные силы не пойдут на крайне затратное конвоирование и будут обеспечивать в Красном море безопасный от хуситских беспилотников и ракет коридор, пишет Financial Times.
Хуситы — это расхожее название для группировок шиитов «Ансарулла», действующих на территории Йемена при поддержке Ирана. Принципиально это менее зависимая от Ирана и лучше оснащенная «Хезболла».
У группировки многолетний боевой опыт войны с суннитской Саудовской Аравией. После начала войны в секторе Газа хуситы выступили на стороне «Хамаса» и сначала пытались атаковать ракетами территорию Израиля, но потом перешли к нападениям на суда — сначала израильские, а потом и все другие. Повреждены не менее трех контейнеровозов.
Financial Times считает, что происходящее — самое сильное возмущение международной торговли с начала вторжения России в Украину. «Оно грозит длительными простоями в портах, нарушением розничных цепочек и новым всплеском инфляции, которую едва обуздали центробанки», — пишет газета.
По данным экспертов Reuters, удлинение транзита грозит динамической потерей примерно 5% мировой контейнерной емкости. За последнюю неделю отправка контейнера из Роттердама и Гамбурга подорожала на 10% за 40-футовый хайкьюб.
Bloomberg считает, что с точки зрения длительности перерыва ситуация выглядит заметно хуже, чем во время эпопеи с застрявшим в Суэцком канале в начале 2021 года контейнеровозом Ever Given. Тогда огромное судно полностью перекрыло канал всего на неделю, но ущерб глобальной экономике составил $2–2,5 млрд, а нарушения в логистике ощущались еще несколько месяцев.
С другой стороны, тогдашний кризис пришелся на максимум расстройства мировой торговли.
«Скорее всего, обход Африки приведет к росту цен, особенно в странах, зависящих от трафика через Суэцкий канал, — но общий эффект будет ниже, чем в эпоху коронавирусных цен на перевозки и энергоносители», — пишут эксперты Bloomberg Economics.