Полиция и служба безопасности КАМАЗа, АвтоВАЗа и других автопроизводителей периодически выявляют и пресекают криминальную деятельность подпольных «фабрик», но на их месте возникают новые. Как остановить пиратов автопрома и как распознать подделку на прилавке?
Детали и узлы для машин подделывают как у нас, так и за границей – мошенники либо восстанавливают старую запчасть, либо копируют оригинальную, при этом о качестве и надежности речи не идет. На такие детали всегда есть спрос есть и предложение, поэтому гаражные мастерские по производству контрафакта процветают, а автомобильные рынки получают старье и дешевые клоны настоящих деталей. Любая не заводская деталь таит в себе смертельную опасность, а спрогнозировать где и когда она сломается невозможно.
Одно из смертельных ДТП произошло в июле 2016 года на федеральной трассе Астрахань-Махачкала. В пассажирский автобус влетел прицеп, который оторвался от КАМАЗа. Водитель автобуса, его сменщик и 8 пассажиров погибли на месте, 26 человек получили ранения. ДТП случилось из-за поломки поддельной запчасти контрафактного крюка для прицепа. Дешевую деталь приобрел на местном рынке водитель товара. Ценой покупки стали жизни людей.
Как работает криминальный автопром, и чем он опасен?
По всей стране выросли сотни подпольных «фабрик», в которых штампуют контрафактные запчасти для отечественных автомобилей. Отсюда по всей стране расходятся смертельно опасные подделки для автомобилей – детали для ходовых частей.
Один из таких подпольных цехов находится в поселке прибрежный Самарской области. В цеху работают тысячи местных жителей, которые становятся соучастниками преступлений: они скупают старые запчасти по бросовой цене, обжигают их, красят и продают как новые. Умельцы собирают коробки передач из старых деталей и продают готовое изделие в 2 раза дешевле рыночной цены. При этом на коробках стоит маркировка АвтоВАЗа. Производители уверены, что у них все не хуже, чем на заводе, при этом в два раза дешевле оригинального товара.
Сотрудники компании АвтоВАЗа прекрасно знают, чем они отличаются от подделок.
Сергей Купцов, начальник отдела экономической безопасности АО «Лада Имидж»: «Подделываются практически любые запасные части, наиболее часто – расходники, которые быстро выходят из строя — это ходовая, тормозная и рулевая системы. Если внимательно посмотреть на контрафактную деталь, то мы видим надпись ЛАДА, несмотря на то, что на ней не имеется обозначение производителя запчасти. ЛАДА является зарегистрированным товарным знаком и ее использование может быть только с разрешения правообладателя ПАО АвтоВАЗ».
В результате проверки в самарской области было изъято около полутора тысяч деталей с признаками подделки. Объем продукции превысил 4,5 миллиона рублей. Возбуждено 13 уголовных дел.
Все изъятые контрафактные запчасти проверили в лаборатории завода, в результате проверки тормозная колодка развалилась на две части. Это означает что она не соответствует требованиям Технического регламента и АвтоВАЗа. Такую деталь потребитель покупает в магазине, но при обработке некоторых деталей возникают подобные казусы. Металл, который использовался для изготовления детали не отвечает технологическим требованиям. Самая большая опасность для покупателя контрафактных запчастей – их поломка, а соответственно авария, которая может случиться на дороге. При этом контрафактные производители за свой товар ответственности не несут.
Есть производители запчастей, у которых продукт вроде бы качественный, но клеймо АвтоВАЗа используется незаконно. Такая компания также есть в поселке Прибрежный. Здесь из обычных труб делают запчасти для автомобилей отечественного производства и продают в виде готовых изделий для автомобилей ВАЗ. Сам хозяин утверждает, что это не производство контрафакта, а ремонт БУ запчастей.
В рынке запчастей крутятся сотни миллиардов рублей, и значительная часть доходов оседает в карманах мошенниках. При этом они не думают ни о своей, ни о чужой безопасности.
Алексей Тихомиров, генеральный директор АО «Лада Имидж»: «Всего емкость по запасным частям и аксессуарам ЛАДА составляет 65-70 млрд. рублей, теневой рынок от всего производства составляет 20 процентов, то есть, примерно 10 миллиардов рублей».
Подделки запчастей не единственная проблема АвтоВАЗа, еще одна проблема- воровство деталей. Служба безопасности АвтоВАЗа регулярно задерживает людей, которые крадут детали от автомобилей ЛАДА.
Эдуард Федосов, генеральный директор компании по борьбе с контрафактом BRANDPOL: «Ситуация на АвтоВАЗе не уникальна. В условиях постоянного спроса со стороны потребителей, их основное желание — снизить свои расходы на приобретение запчастей. Люди уверены, что приобретают «такие же запчасти», но без заводских накладных расходов. Никто бы не покупал деталь, зная, что она может нести угрозу его жизни и здоровью. Мы много раз говорили, что декриминализация статей Уголовного Кодекса по такого рода правонарушениям рождает ощущение безнаказанности. Мы не можем поменять Уголовный Кодекс, но можем своими силами и средствами существенно сократить объем нелегального предложения на рынке.
У нас очень успешно развивается сотрудничество по аналогичной тематике с ПАО «КАМАЗ». Недавно с заместителем генерального директора ПАО «КАМАЗ» И.А. Шамиловым мы подвели итоги нашего сотрудничества за 9 месяцев. Благодаря слаженной работе команд BRANDPOL и КАМАЗ удалось заблокировать 1490 сайтов, еще 29659 нарушителей добровольно прекратили свою противоправную деятельность. Мы планируем активно развивать наше сотрудничество, выводя на рынок все новые инструменты противодействия незаконному обороту промышленной продукции. Уверен, что этот опыт может быть полезен ВАЗ, ГАЗ и другим российским и международным автопроизводителям».