Как полагают аналитики Центра финансовой экспертизы Роскачества, покупки во время «черной пятницы» больше не приносят россиянам ожидаемой выгоды.
Одной из основных причин этого является практика накрученных скидок. Примерно половина цен, которые магазины представляют как сниженные, на самом деле не являются таковыми.
Некоторые продавцы используют специальные курсы и руководства, чтобы научиться манипулировать ценами в «черную пятницу». Они определяют свою точку безубыточности — цену, ниже которой продажа товара становится невыгодной — и затем устанавливают наценку, чтобы даже с «нарисованной» скидкой оставаться в прибыли.
Несмотря на автоматические акции, когда товары добавляются в распродажные списки на онлайн-платформах, многие продавцы отказываются участвовать в распродажах. Обычно это связано с нежеланием предлагать товары со скидками в 50-90%, которые привлекают покупателей.
В условиях инфляции продавцы стараются сохранить цены на текущем уровне. Иногда они соглашаются на участие в акциях, чтобы избавиться от менее популярных товаров до того, как начнутся расходы на платное хранение на складе.
Кроме того, такие категории товаров, как брендовая одежда, ювелирные изделия и электроника, обычно имеют низкую наценку. Поэтому даже небольшие скидки могут оказаться убыточными для продавцов.
Эксперты отмечают значительное снижение интереса к распродажным товарам в этом году. Это связано не только с инфляцией и высокой ключевой ставкой, но и с так называемой «скидочной усталостью» потребителей.
Когда распродажи происходят постоянно на разных платформах, у покупателей возникает ощущение усталости от акций. Если через неделю снова начнется распродажа, зачем приобретать товар сейчас, если он может быть доступен со скидкой позже? Это приводит к отложенному спросу и уменьшению доверия к реальным акциям.
Кроме того, россияне стали более внимательными к накрученным скидкам и теперь тщательно сравнивают цены и предложения на различных площадках. Покупатели предпочитают доверять только тем продавцам, которые предлагают настоящие скидки вместо фиктивных.