В последние месяцы в России наблюдается заметное сокращение числа покупателей в магазинах одежды и обуви.

Виктор Толочко / РИА Новости
По данным аналитической компании Focus Technologies, которые приводит «Коммерсант», в июне — августе 2024 года продажи в этом сегменте упали на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом общий показатель посещаемости торговых центров снизился всего на 2%.
Руководитель департамента торговой недвижимости CMWP Зульфия Шиляева также фиксирует уменьшение количества чеков в магазинах одежды и обуви. Однако, несмотря на падение трафика, средний чек вырос на 17%, что позволило fashion-ритейлерам увеличить оборот в среднем на 5% за три месяца.
Причины снижения спроса
Эксперты связывают потери fashion-сегмента с несколькими факторами:
- Рост конкуренции на рынке, в том числе со стороны новых игроков из Турции и Азии, занявших освободившиеся площади после ухода западных брендов
- Появление в 2023 году 40 новых иностранных марок одежды и обуви на российском рынке
- Изменение подхода потребителей к покупкам — они стали чаще приобретать одежду по необходимости, а не по желанию, стремясь к «умной экономии»
- Перераспределение расходов в пользу продуктов питания и развлечений
- Влияние погодных условий — теплая погода откладывает сезонные покупки
- Растущие инфляционные ожидания, заставляющие потребителей переключаться на товары длительного пользования
Реакция ритейлеров
Негативная динамика вынуждает fashion-сети пересматривать планы развития. Многие ритейлеры оценивают эффективность своих магазинов и приостанавливают открытие новых точек. Не исключена ротация арендаторов в торговых центрах, занимающих небольшие площади. Однако якорные арендаторы вряд ли будут массово уходить с рынка в ближайшее время.
Таким образом, сегмент одежды и обуви в России переживает непростые времена, вынуждая игроков адаптироваться к новым реалиям потребительского спроса. Восстановление рынка будет зависеть от ряда экономических и социальных факторов.