В конце мая Starbucks Corporation подала восемь заявок на регистрацию товарных знаков в Роспатент, хотя ранее прекратила деятельность в России и продала свои точки.
Эти данные «Ведомости» обнаружили в базе Федеральной службы по интеллектуальной собственности.
Компания зарегистрировала знаки по 21, 30, 35 и 43 классам Международной классификации товаров и услуг (МКТУ), что включает кофе быстрого приготовления, напитки и пищу, программы лояльности и другие категории.
Starbucks стремится зарегистрировать бренды, такие как Starbucks, Starbucks coffee, «Старбакс кофе» и frappuccino.
Генеральный директор компании «Онлайн патент» Алина Акиншина считает, что подача заявок подтверждает намерение Starbucks сохранить возможность вернуться на российский рынок под привычными брендами. Старший юрист фирмы «Косенков и Суворов» Виктория Ольхова соглашается с этим, отмечая, что американская сеть пытается сохранить за собой возможность возврата в Россию.
Адвокат Forward Legal Людмила Лукьянова отмечает, что ранее товарные знаки Starbucks были зарегистрированы в России только по 43-му классу МКТУ. По ее мнению, регистрация по дополнительным классам может быть связана с защитой бренда при продаже кофемашин, посуды для напитков, кофейных капсул и других товаров, чтобы предотвратить неправомерное использование товарного знака.
Лукьянова также предполагает, что вторичной целью компании может быть усиление правовой охраны существующих товарных знаков через их включение в серию с новыми знаками.
В июле 2022 года ресторатор Антон Пинский, рэпер Тимур Юнусов (Тимати) и холдинговая компания сенатора Арсена Канокова «Синдика» выкупили все точки Starbucks в России за около 500 млн руб. Кофейни были переименованы в Stars Coffee.
Позже Пинский пытался зарегистрировать товарные знаки Stars Pinskiy Coffee и Stars Kanokov Coffee, но Роспатент отказал ему из-за сходства с товарными знаками Starbucks. В апреле 2024 года Пинский подал иск в суд по интеллектуальным правам с требованием досрочно прекратить правовую охрану товарных знаков Starbucks Corporation, однако на данный момент исковое заявление оставлено без движения.
Товарные знаки Starbucks, Starbucks coffee, «Старбакс кофе» и другие были зарегистрированы в России еще в 2000-х годах, и их правовая охрана все еще действует, указывает Акиншина.
Starbucks, которая специализируется на продаже кофе, работала в России с 2007 по 2022 год. В марте 2022 года после начала конфликта на Украине компания приостановила свою деятельность в России, а затем полностью ушла с российского рынка, закрыв 130 кофеен и уволив около 2000 сотрудников. В 2021 году выручка компании в России составила 5,2 млрд руб., чистая прибыль — 199 млн руб. В 2022 году убыток составил 1,27 млрд руб., в 2023 году — 150,8 млн руб.
Регистрация новых брендов может быть необходима Starbucks для защиты от досрочного прекращения правовой охраны существующих товарных знаков, если они не используются в течение трех лет. Это значит, что в 2025 году возможно аннулирование знаков Starbucks в России. Регистрация товарных знаков обычно занимает 6-8 месяцев, так что компания может успеть зарегистрировать новые знаки к началу 2025 года, что перезапустит трехлетний срок защиты от конкурентов и исключит риск досрочного прекращения правовой охраны брендов.