Согласно данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в период с января по сентябрь 2024 года российские потребители потратили на покупки товаров из-за границы через различные интернет-платформы 189 миллиардов рублей, что на 62% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Для сравнения, в 2023 году этот показатель составил 197 миллиардов рублей.
Эксперты, опрошенные «Коммерсантом», не могут точно предсказать, когда объем трансграничной торговли вернется к докризисным уровням. В 2021 году он составил 317 миллиардов рублей, однако в 2022 году расходы снизились почти в 1,8 раза до 177 миллиардов рублей из-за проблем с логистикой, возникших в результате конфликта между Россией и Украиной.
В 2023 году ситуация начала улучшаться, так как после ухода международных ритейлеров с российского рынка покупатели стали заказывать товары известных брендов на зарубежных платформах, отметила старший директор консалтинговой компании CORE.XP Марина Малахатько.
Рост объемов трансграничной торговли подтверждается данными службы доставки СДЭК, которая управляет сервисом CDEK.Shopping для закупок импортных товаров. За девять месяцев текущего года объем услуг компании составил 3,7 миллиарда рублей, что на 60,8% больше по сравнению с прошлым годом. Тем не менее, другие крупные маркетплейсы, занимающиеся доставкой товаров из-за границы, не зафиксировали значительного увеличения объема продаж. Например, на Wildberries доля импортных товаров осталась практически неизменной и составила около 3%.
В CDEK.Shopping сообщили, что в третьем квартале 2024 года пользователи заказали товаров на сумму 1,5 миллиарда рублей, что на 58,2% больше по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Аналитический центр Т-банка T-Data также отметил рост сегмента доставки зарубежных товаров на 8% за третий квартал текущего года и увеличение числа уникальных пользователей на 14%. Однако данные о количестве заказов не приводятся.
Согласно информации CDEK.Shopping, средний чек при покупке товаров из-за границы за девять месяцев снизился на 15,5% до 21,1 тысячи рублей. Это связано со снижением порога беспошлинного ввоза товаров для физических лиц до €200 с апреля текущего года (ранее он составлял €1 тысячу). В CDEK.Shopping отметили также снижение поставок электроники из-за границы — самой дорогой категории товаров.
Тем не менее электроника по-прежнему занимает значительную долю в общем объеме заказов через CDEK.Shopping — 39%, хотя год назад этот показатель составлял 48%. Большая часть заказов в этой категории пришлась на продукцию Apple (58%). Одежда и обувь стали второй по популярности категорией с долей 37% (в прошлом году — 35%). Наиболее востребованными марками среди российских покупателей стали Nike (16%) и New Balance (10%).
По данным CDEK.Shopping, основная часть трансграничной торговли пришлась на Китай — 48%, тогда как год назад этот показатель составлял 34%. Доля стран Евросоюза увеличилась с 15% до 22%, а США сократилась с 39% до 24%.