Google reCAPTCHA утратила эффективность и стала инструментом слежки

Технология reCAPTCHA, когда-то созданная для безопасности веб-ресурсов от автоматизированных атак, сегодня утеряла свою первоначальную цель и превратилась в инструмент для массового сбора информации о пользователях. Исследования показывают, что её эффективность против ботов значительно снизилась. Тем не менее, система всё ещё пользуется спросом из-за своей способности собирать обширные цифровые данные о пользователях и их поведении.

Google reCAPTCHA утратила эффективность и стала инструментом слежки

В 2025 году пользователи по всему миру потратили на решение reCAPTCHA 819 миллионов часов, что в денежном эквиваленте составило $6,1 миллиарда потенциальной потери дохода. В то же время оценочная стоимость собранной информации достигает впечатляющих $888 миллиардов, что обеспечивает Google огромные прибыли.

Когда пользователи заходят на сайты, например, банковские или при заполнении онлайн-форм, они сталкиваются с капчей — тестами, которые призваны отличать людей от ботов. Эти тесты защитят ресурсы от вредоносных автоматических действий, таких как создание фальшивых аккаунтов и спам. Однако за последние годы функционал капчи, особенно reCAPTCHA, изменился: теперь она не просто проверяет пользователей, но и отслеживает их поведение на сайте.

В 2007 году профессор Луис фон Ан предложил новый взгляд на капчу, предполагая, что её можно использовать и для оцифровки текста. В то время традиционные алгоритмы плохо справлялись с распознаванием слов на сканированных документах. Созданная им система reCAPTCHA позволила миллионам пользователей помочь расшифровывать текст, который не могли распознать машины. Одним из первых применений этой технологии стало сотрудничество с газетой The New York Times, которая перевела в цифру 13 миллионов её статей.

В 2009 году Google купила reCAPTCHA и интегрировала её в свои сервисы, изначально используя для улучшения проекта Google Books. К 2025 году система потеряла свою защитную эффективность, так современные алгоритмы с лёгкостью обходят её проверки. Тем не менее Google продолжает её использование, так как ключевым моментом стало не столько обеспечение безопасности, сколько сбор данных о пользователях. Согласно исследованию Chuppl, система формирует уникальный цифровой отпечаток браузера, фиксируя каждое действие пользователя на сайте.

Доктор Эндрю Сирлз, исследователь из Калифорнийского университета, в своём исследовании Dazed & Confused: A Large-Scale Real-World User Study of reCAPTCHAv2 показал, что реальная цель reCAPTCHA заключается более в мониторинге цифровой активности пользователей, а не в защите. Система анализирует не только куки и историю просмотров, но и другие параметры, создавая детализированные профили для рекламы.

Кроме того, исследование показало, что reCAPTCHA значительно замедляет взаимодействие пользователей с интернет-ресурсами. В эксперименте, охватившем 3 600 человек, стало известно, что выполнение визуальных задач занимает на 557% больше времени, чем быстрое нажатие на чекбокс «Я не робот». Это приводит к значительным потерям времени, что существенно снижает удобство работы со сайтами, особенно когда надо быстро что-то сделать.

Отказаться от reCAPTCHA невозможно: крупные платформы, такие как банки, социальные сети и интернет-магазины, продолжают использовать её, делая эту систему важной частью online-пространства. Пользователи, которые хотят полноценно пользоваться интернетом, неизбежно сталкиваются с проверками reCAPTCHA, тем самым передавая свои данные компании Google.

  • Другие новости