В современном цифровом мире распространение недостоверной информации стало быстрым и масштабным явлением. Интернет-пространство наводнено слухами и дезинформацией, которые могут серьезно повлиять на общественное мнение и вызвать негативные социальные последствия. Анонимность пользователей и развитие технологий искусственного интеллекта усложняют процесс отделения правды от вымысла.
Традиционные модели анализа распространения слухов часто заимствованы из эпидемиологии, где слухи рассматриваются как «вирусы», а люди как «зараженные» и «восприимчивые». Однако такие модели не учитывают активную роль людей, психологические аспекты их поведения и влияние внешних факторов. Исследователи из Китая предложили новую математическую модель, которая помогает лучше понять механизмы распространения слухов.
В работе, опубликованной в журнале AIP Advances, ученые провели аналогию между распространением слухов и процессом ядерного деления. В этой модели слухи действуют как нейтроны, запуская цепную реакцию передачи от одного человека к другому. Люди, сталкиваясь со слухами, принимают решение о распространении, исходя из личных интересов и принципов, что напоминает зависимость ядерного деления от изотопов урана.
Авторы выделили две группы людей: те, кто распространяет слухи сразу после получения (как нестабильное ядро урана-235), и те, кто делает это после осмысления (как более стабильный уран-238). Процесс начинается со столкновения нейтрона (слуха) с первым ядром (человеком). Высвобождаемую энергию авторы сопоставляют с социальным воздействием слуха просмотрами, лайками, комментариями в интернете.
Проведенные симуляции показали, что новая модель лучше отражает реальную динамику распространения слухов в соцсетях, учитывая индивидуальные различия в поведении людей и количественно оценивая социальное воздействие слухов.
Исследование также подчеркнуло, что масштаб распространения слухов сильно зависит от доли рациональных пользователей Сети. Чем выше уровень образования и критического мышления, тем меньше вероятность распространения ложной информации. Это указывает на важность образовательных программ и повышения медиаграмотности для борьбы с дезинформацией.
На основе полученных данных ученые предлагают правительствам и СМИ активно мониторить и проверять информацию на ранних этапах распространения, оперативно реагируя на появление слухов и предоставляя проверенные сведения, чтобы предотвратить «ядерную реакцию» распространения ложной информации.