Совсем недавно учёные выяснили, что корабли способствуют «привлечению» молний, и основная причина этого явления – аэрозоли.

Иллюстрация: freepik
Двигатели судов выбрасывают большое количество сажи и серы в атмосферу. Например, в Сингапуре, где морские пути считаются одними из самых загруженных в мире, реализуется более 20% объема мирового топлива для судоходства. В связи с ужесточением экологических требований доля высокосернистого топлива снизилась с почти 100% до 25%. Интересно, что зафиксировано уменьшение частоты молний над Сингапуром на 50%.
Учёные предполагают, что причина кроется в электризации облаков. Когда ледяные кристаллы сталкиваются, облака становятся своего рода гигантским конденсатором, и по мере накопления достаточного заряда возникает разряд в виде молнии.
Мы полагаем, что аэрозольные частицы от дымовых труб кораблей увеличивают количество ледяных кристаллов и, следовательно, частоту электрических разрядов в облаках, — отмечает климатолог Крис Райт из Вашингтонского университета.
То есть снижение содержания серы в судовом топливе приводит к уменьшению центров конденсации и, соответственно, к снижению частоты гроз. В целом учёные выяснили, что количество молний над мировыми морскими путями сократилось примерно на 50% с 2020 года.