Наблюдение за сотрудниками становится все более популярным. По данным одного из опросов, в марте 2020 года число запросов на программное обеспечение для мониторинга персонала выросло на 75% по сравнению со среднемесячным показателем 2019 года, и в 2021 и 2022 годах спрос оставался высоким.
Этот всплеск в основном объясняется переходом во время пандемии к гибридной работе. Исследование Microsoft, проведенное в 2022 году, показало, что 85% руководителей с трудом верят в продуктивность своих сотрудников.
Стартапы, разрабатывающие и продающие программное обеспечение для мониторинга работы, как не удивительно, стали бенефициарами этой тенденции. Только сегодня компания Erudit, использующая искусственный интеллект для отслеживания таких статистических показателей, как риск текучести кадров и уровень выгорания, привлекла 10 млн долл. в рамках серии А финансирования, проведенной под руководством Conexo Ventures, Athos Capital, Ignia Partners, True Blue Partners и Fondo Bolsa Social.
Как и многие другие платформы для наблюдения за рабочими местами, Erudit подключается к уже используемым в компании приложениям, таким как Slack, Microsoft Teams и Zoom, и пытается получить информацию о состоянии дел в организации. Полученные данные Erudit прогоняет через набор алгоритмов искусственного интеллекта, в результате чего формируются оценки по таким показателям, как «согласованность», «автономность», «вовлеченность» и «удовлетворенность».
«Все понимают, что лучшие решения принимаются теми, кто располагает лучшими данными», — сказал в интервью TechCrunch Алехандро Агенхо, который вместе с Рикардо Рейесом является соучредителем Erudit. Но сегодня компании частично слепы, поскольку отрасль аналитики опирается на запаздывающие показатели». Erudit предлагает возможность понять, что влияет на производительность сотрудников в режиме реального времени, не нарушая рабочего процесса, и без предвзятости, порождаемой существующими системами сбора данных, такими как опросы».
Однако этот репортер опасается возможности ошибок и неверных интерпретаций, а также других форм предвзятости.
Erudit утверждает, что для извлечения и классификации настроения сообщений, отправляемых сотрудниками в чате, используются модели искусственного интеллекта, «обученные психологами». На демонстрационной странице на сайте компании показано, как модель определяет различные триггерные фразы, такие как «я в таком стрессе», «я больше не могу» и «я рассматриваю другую работу».
«С помощью Erudit компании могут получить представление о том, какие льготы имеют значение или необходимы, почему отдел продаж не выполняет поставленные задачи, какие менеджеры вовлекают команды в работу или каково влияние выступления генерального директора в реальном времени», — говорит Агенджо. «При этом нет необходимости проводить один опрос».
В настоящее время компания Erudit утверждает, что принимает меры по анонимизации всех собираемых ею данных чата. Но трудно поверить, что сотрудники не будут принципиально возражать против программного обеспечения, которое читает их личные сообщения, анонимизируя их или нет.
Исследование, проведенное компанией ExpressVPN в 2021 году, показало, что большинство сотрудников (56%) испытывают стресс и беспокойство из-за того, что работодатель следит за их перепиской, а 43% считают это нарушением доверия.
Erudit позволяет исключить из мониторинга отдельных сотрудников, команды или отделы. Но это решение остается на усмотрение администратора.
Если отбросить на время вопросы конфиденциальности, то интересно, учитывают ли модели Erudit то, как люди из разных слоев общества и культур выражают свои мысли в тексте. Многие модели ИИ этого не делают — и, как следствие, дискриминируют. Несколько лет назад группа специалистов из Университета штата Пенсильвания обнаружила, что сообщения в социальных сетях о людях с ограниченными возможностями могут быть отмечены как более негативные или токсичные с помощью широко используемых моделей определения настроения и токсичности общества.
А как насчет кратковременных ошибок в суждениях? Что если в порыве разочарования коллега отправляет коллеге горячее сообщение, а через несколько минут передумывает и удаляет его? Неясно, будет ли Erudit наказывать за подобные промахи. Я обратился в компанию за разъяснениями.
В электронном письме Агенджо ответил следующее: «DM не появится, потому что мы делаем контрольные точки на ежедневной основе, а не по мере их поступления. Даже в тех интеграциях, где мы могли бы обрабатывать удаленные сообщения, мы все равно этого не делаем, чтобы уважать решение сотрудника не делиться этим чувством».
Даже если технология Erudit работает так, как заявлено в рекламе, а это очень большое «если», сотрудники могут справедливо опасаться того, как руководители решат действовать на основе данных, которые предоставляет им платформа. Будут ли несправедливо наказаны команды, которые, по мнению Erudit, недостаточно «вовлечены» или «согласованы»? Как быть с менеджерами, чьи команды — не по своей вине — имеют стабильно низкий уровень удовлетворенности? Кто может сказать?
Пытаясь отвести от себя критику, компания Erudit опубликовала в своем блоге пространный пост, в котором обосновала дизайн и функциональность своей платформы — по сути, она говорит о том, что Erudit — это всего лишь инструмент, который можно использовать как во благо, так и во вред.