Как щепотка соли может перевернуть мировой рынок электромобилей

Это правда, которую Tesla лишь недавно признала. Генеральный директор Илон Маск и его конкуренты говорят, что китайские автопроизводители захватывают рынок. Но щепотка соли может расшатать новый мировой порядок в автомобильной промышленности, пишет Reuters.

Как щепотка соли может перевернуть мировой рынок электромобилей

Freepic

Бренды от BYD во французско-итальянский Stellantis делают ставку на натрий для производства электрических батарей. Эта технология может ускорить электрификацию автопрома, а также ослабить контроль Китая над отраслью.

Натрий можно использовать в качестве ключевого ингредиента в аккумуляторах электромобилей, заменив литий, используемый в большинстве современных электромобилей. Процесс примерно такой же. Ионы, представляющие собой электрически заряженные атомы, движутся через жидкий электролит, позволяя устройству накапливать или выделять энергию. Однако использование натрия делает процесс быстрее, чем в большинстве моделей на основе лития или никеля. Натриевые аккумуляторы могут набрать 80% емкости всего за 15 минут, а это время, необходимое Tesla Supercharger для зарядки автомобиля для поездки на расстояние 275 км. Натриевые батареи также лучше выдерживают более низкие температуры.

При этом натрий является более дешевой альтернативой литию. Это потому, что его легко найти в соли и кальцинированной соде, что делает его шестым по распространенности элементом на земле. По данным геологической службы США, в мире имеется чуть более 100 миллионов тонн известных ресурсов лития, но существуют десятки миллиардов тонн кальцинированной соды. По словам Вуда Маккензи, в 2022 году стоимость натрий-ионной аккумуляторной батареи составляла всего 90 долларов за киловатт запасенной энергии, тогда как литиевые элементы были на 30–40% дороже

С другой стороны, натриевые батареи содержат лишь вдвое меньше энергии на килограмм, чем их литиевые аналоги. Это означает, что необходимы более крупные силовые агрегаты, чтобы перевозить вес Tesla Model Y или BYD Seal на большие расстояния. Однако после определенного момента невозможно разместить аккумулятор увеличенного размера на обычном шасси, не нарушив хрупкий баланс массы, пропорций и аэродинамики. Следовательно, если не произойдет крупного технологического прорыва, автомобили, использующие этот материал, будут иметь меньший запас хода, чем многие модели, доступные сегодня на рынке.

Именно поэтому натрием в значительной степени пренебрегали на заре появления электромобилей, несмотря на десятилетия исследований его потенциала. Но компании стали меньше беспокоиться о его недостатках, когда в 2021 году цены на литий и другие ключевые металлы для аккумуляторов резко выросли. Это ралли послужило катализатором первой волны коммерциализации натрия. Лидер отрасли CATL в том же году объявила о планах по выпуску более дешевых натрий-ионных аккумуляторов и в апреле 2023 года начала поставлять новинки китайскому автогиганту Chery.

Контроль Китая над месторождениями важнейших металлов для аккумуляторов позволяет ему доминировать во всей цепочке поставок электромобилей. Страна может добывать примерно треть всего лития к 2025 году, при этом на китайские компании уже приходится 72% мировых мощностей по переработке металла в 2022 году.

Но замена лития натрием дает возможность восстановить баланс на рынке. В США находится более 90% известных мировых запасов кальцинированной соды, самого экономически эффективного источника натрия. Китай начал использовать синтетические альтернативы, но извлечение натрия из природных источников может вдвое снизить затраты, выделять на 70% меньше углекислого газа и потреблять почти на 80% меньше воды, согласно данным турецкого производителя WE Soda.
Цепочки поставок — не единственный фактор, который может привести к тому, что эта технология сместит центр тяжести в сторону от Китая. Аккумуляторы на основе натрия подходят для небольших и дешевых четырехколесных транспортных средств, скутеров и систем хранения энергии. Спрос на такую ​​продукцию растет в Индии и Юго-Восточной Азии. Это может принести пользу местным лидера рынка, таким как Reliance Industries из Мумбаи, которая в 2021 году купила британский стартап, специализирующийся на натрии.

  • Другие новости