После многолетней подготовки китайские автомобильные компании готовы перевернуть американский рынок электромобилей.
Эксперты в данной отрасли говорят, что это лишь вопрос времени, когда китайские автопроизводители привезут свои впечатляющие — и, что немало важно, недорогие — электромобили в США. После нескольких лет угроз открыть магазин на американских берегах, компании как никогда близки к тому, чтобы переехать в США.
На своей территории китайские компании уже победили своих американских конкурентов, отвоевав долю рынка у Ford и General Motors, предлагая покупателям более качественные и недорогие электромобили. Они также начали экспортировать множество брендов в Европу.
Поскольку лидеры китайской автомобильной промышленности, такие как Nio и Geely, рассматривают возможность продвижения в США, главный вопрос заключается в том, смогут ли они преодолеть политические трения — и пойдут ли американские покупатели на это?
«В ближайшие пару лет будет интересно посмотреть, смогут ли Ford, GM и им подобные противостоять надвигающейся китайской конкуренции», — сказал Мартин Френч, управляющий директор консалтинговой компании Berylls. «Судя по тому, что мы увидели на автосалоне в Шанхае в этом году, эта конкуренция очень и очень реальна».
В последние годы китайская индустрия электромобилей переживает взрывной рост. В 2022 году продажи электромобилей в США достигли нового максимума в 800 000 единиц, а китайские покупатели расхватали около 5 миллионов полностью электрических пассажирских автомобилей. После долгих лет бесспорного лидерства Tesla собирается уступить свое место крупнейшего в мире производителя электромобилей китайской компании BYD.
Toyota, Hyundai, а теперь еще и BYD
В 1970-х годах японские автомобильные компании, такие как Toyota и Honda, выпустили доступные и экономичные автомобили, которые нанесли удар по американским автопроизводителям.
История может повториться. По мнению аналитиков, китайские производители электромобилей могут закрепиться в США, выйдя на бюджетный уровень цен.
«Могут ли китайские компании делать то, что другие делали раньше, только теперь с электромобилями? Ответ — абсолютно точно могут», — сказал Insider Билл Руссо, бывший руководитель Chrysler и генеральный директор Automobility, шанхайской консультационной фирмы. «Кому не нужны доступные автомобили?».
Но по мере усиления политической напряженности между Китаем и США выход на американский рынок может оказаться для Китая более болезненным, чем для Японии или Кореи. В дополнение к общему беспокойству потребителей, которые могут с меньшей вероятностью поддержать китайский бренд, как говорят аналитики, законодатели, вероятно, будут более тщательно проверять любую китайскую компанию, планирующую работать в США.
Однако импортный тариф Трампа в размере 27,5% все еще остается в силе для китайских автомобилей, а новые налоговые льготы администрации Байдена на покупку электромобилей нацелены на автопромышленность Северной Америки с компонентами батарей, которые не поставляются из Китая.
Китай выигрывает по ценам
Американские бренды, в том числе лидер среди электромобилей Tesla, уже давно обещают дальнобойный вариант электрокара по цене от $30 000. Но прогресс в этом направлении был медленным, а иногда и вовсе отсутствовал. GM планирует отказаться от производства Bolt EV, своего самого дешевого продукта, к концу 2023 года и использовать этот завод для производства дорогих электрических пикапов.
Между тем, китайские бренды не имеют себе равных по доступности на своей территории и в Европе.
Один из самых популярных китайских электромобилей — Wuling Hong Guang Mini, миниатюрный городской автомобиль, стоимость которого эквивалентна примерно 5 000 долларов. В прошлом месяце на автошоу в Шанхае BYD представила стильный, миниатюрный хэтчбек под названием Seagull с расчетным запасом хода 190 миль. Какова стартовая цена? Менее 11 000 долларов.
Ту Ле, управляющий директор Sino Auto Insights, консалтинговой фирмы, специализирующейся на китайской автомобильной промышленности, говорит, что китайские компании не экономят на качестве ради доступности. «У них есть продукция, которая это подтверждает», — сказал он. «Я ездил на нескольких китайских марках электромобилей, и, о боже, европейцы в беде».
Китайское господство не произойдет в одночасье.
Компании, скорее всего, будут «прощупывать почву», запуская небольшие объемы продукции, и изучать рынок, прежде чем полностью погрузиться в него. По словам Ле, из десятков брендов, которые могут захотеть получить свой кусок пирога, лишь немногие смогут продавать в США в значительных объемах.
По словам Руссо, наиболее вероятно, что первыми прорвутся те автопроизводители, которые уже имеют глобальное присутствие: Geely и BYD.
Polestar, шведский бренд электромобилей, принадлежащий Geely и Volvo, уже импортирует автомобили из Китая. Nio, стартап, объявил о планах выйти на рынок США к 2025 году.
Следующий шаг
Как ожидает Ле, китайские компании организуют свое производство в Северной Америке, как только закрепятся на рынке. По его словам, из-за огромного размера автомобильного рынка США новым участникам придется налаживать местное производство, чтобы составить серьезную конкуренцию в долгосрочной перспективе.