По мере того как потребители становятся все более осведомленными о неприкосновенности частной жизни, появляется все больше стартапов, которые, следуя этой тенденции, позволяют людям монетизировать свои данные. Например, компания Datacy позволяет пользователям собирать свои данные о просмотре сайтов, объединять их с данными других пользователей и затем продавать их тому, кто больше заплатит. Компании Pogo и Tapestri также предоставляют потребителям вознаграждения в обмен на доступ к их поведенческим данным и данным о покупках.
Однако новый игрок на этом рынке, компания Caden, идет другим путем, предлагая пользователям возможность самостоятельно регулировать, какие данные они передают третьим лицам. Компания Caden, поддерживаемая основателем Yahoo Джерри Янгом, собирает аналитические данные о том, какие фильмы смотрят пользователи, куда они путешествуют, что покупают и т.д., и позволяет пользователям выбирать различные способы монетизации своих данных.
Джон Роа, который в 2015 году продал свой предыдущий стартап Äkta компании Salesforce, говорит, что на запуск Caden его вдохновило наблюдение за сменой парадигмы в области конфиденциальности и доступа к персональным данным в Интернете.
«В течение 25 лет пользователи «обменивали» свои персональные данные на «бесплатный доступ» к сервисам, приложениям и сайтам, в результате чего компании накапливали огромные объемы данных, не ставя во главу угла конфиденциальность пользователей», — рассказал он в интервью TechCrunch. «Я представляю себе будущее, в котором пользователи будут наделены правами и возможностями и будут находиться в центре этого обмена данными, а не будут выкачивать их без согласия».
Можно утверждать, что законы о конфиденциальности могут решить эту задачу лучше, чем любой стартап — а их существует великое множество.
По данным Национальной конференции законодательных органов штатов, в 2023 г. по меньшей мере 25 штатов и Пуэрто-Рико внесут или рассмотрят почти 140 законопроектов о защите персональных данных потребителей. За рубежом действует Общий регламент ЕС по защите данных. Но помимо него все большее число законодательных актов, включая Закон о защите частной жизни потребителей Калифорнии и Закон о защите частной жизни Колорадо, защищают право потребителей отказаться от отслеживания и продажи данных.
Однако, как отмечает Роа, они не всегда предусматривают механизмы, позволяющие пользователям зарабатывать на продаже своих данных.
«Основным нашим предложением является и всегда будет являться расширение возможностей пользователей по контролю над своими данными и вознаграждение, если они решат поделиться ими с надежной третьей стороной», — сказал он. «Мы предлагаем пассивный доход для пользователей безопасным и устойчивым способом».
Чтобы зарегистрироваться в Caden, пользователям необходимо подключить онлайн-сервисы, которыми они уже пользуются, например Amazon, Uber и Netflix. В приложении Caden для iOS они могут просматривать статистику использования, аналитические данные и многое другое, а также способы монетизации отдельных сегментов данных путем их передачи рекламодателям.
Это очень много конфиденциальных данных, которые можно хранить в одном месте. Но Роа утверждает, что Caden хранит все эти данные в зашифрованном «хранилище», анонимизируя их перед передачей третьим лицам.
Потребители могут в любой момент отказаться от обмена данными и удалить свои данные, удалив учетную запись Caden.
По словам Роа, компания Caden собрала более миллиарда точек данных и выплатила «сотни тысяч» долларов в качестве компенсации. Но это, как он надеется, только начало.
Чтобы стимулировать большее количество людей к использованию платформы, Caden недавно запустил Caden AI — ассистента на базе искусственного интеллекта, который использует поведенческие данные, переданные Caden, для предоставления рекомендаций по контенту и продуктам. Кому-то это может показаться несколько навязчивым. Однако Роа утверждает, что Caden AI просто преобразует данные, которые пользователи предпочитают предоставлять Caden, в полезные.
«Мы можем контекстуализировать новые увлечения, предстоящие путешествия или важные жизненные события, а не обобщать или угадывать», — говорит он. «Пользователи могут изучить товары и розничные сети, которые предлагают им лучшие предложения, — это позволит создать персонализированный туристический опыт, учитывающий интересы и бюджет пользователя».
Насколько хорошо Caden умеет «контекстуализировать», еще предстоит выяснить. Но компания не собирается складывать все яйца в одну корзину.
Инвесторам, очевидно, нравится такая стратегия. На этой неделе компания Caden объявила о привлечении 15 млн долларов в рамках серии А под руководством Nava Ventures при участии AME Cloud Ventures Янга, Streamlined Ventures, Montage Ventures, Industry Ventures, 1707 Capital и AAF Management.