Инженеры компании Airbus поделились подробностями работы над новым узкофюзеляжным самолетом, который станет заменой для семейства A320 и начнет эксплуатироваться в последние годы 2030-х.

Владимир Сергеев / РИА Новости
На саммите в Тулузе генеральный директор Гийом Фори обозначил ключевые цели: снижение выбросов и эксплуатационных расходов через радикальные инновации, включая открытые двигатели и автономные системы руления. Отклонив водородный вариант, названный потенциальным «Конкордом водородной эры», компания решила сосредоточиться на гибридных технологиях.
Мы не занимаемся только улучшением существующих решений — мы разрабатываем совершенно новые конструкции, — отметил Фори, подчеркивая острую конкуренцию с Boeing.
Увеличение топливной эффективности, что крайне необходимо для отрасли, потребует пересмотра конструкции двигателей. Как пояснил Мохамед Али, технический директор GE Aerospace, в традиционных турбовентиляторных двигателях лишь небольшая часть воздуха проходит через сердечник, взаимодействуя с топливом, в то время как большая часть обтекает его и создает необходимую тягу. Чем выше соотношение обходного воздуха к проходящему через сердечник, тем эффективнее двигатель. Современные модели достигают соотношения 12:1, но физические ограничения внешней обшивки не дают возможности увеличить эти показатели. Решение, утверждает Али, заключается в открытом вентиляторе, что повысит соотношение до 60:1. Испытания таких двигателей, разработанных совместно с CFM (GE-Safran), начнутся на Airbus A380 до 2030 года. Новые установки также будут совместимы с устойчивым авиатопливом (SAF), производимым из растительного сырья, хотя их внедрение осложняется высокими затратами и ограниченным объемом производства.
Еще одной важной инновацией станут складывающиеся крылья. Увеличение размаха улучшает аэродинамические характеристики и снижает расход топлива, однако ограничивается размерами авиагейтов. Решение заключается в механизме складывания законцовок, который позволит увеличить размах в воздухе и уменьшить его на земле. Эта технология, аналогичная применяемой в Boeing 777X, будет впервые адаптирована для узкофюзеляжных самолетов. Кроме того, Airbus активно работает над новыми материалами: карбоновые композиты, используемые в A350 и Boeing 787, уже легче алюминия, и внедрение термопластиков следующего поколения в сочетании с автоматизацией производства позволит добиться еще большей эффективности.
Автоматизация коснется не только производственных мощностей. На саммите журналисты смогли протестировать систему Optimate, использующую камеры, лидары и радары для автономного управления и предотвращения столкновений. Эта разработка становится особенно актуальной в условиях роста числа авиационных инцидентов и прогноза удвоения мирового парка самолетов к 2040 году. Искусственный интеллект также поможет оптимизировать маршруты, обходя зоны турбулентности и ненастья, что дополнительно снизит расход топлива.
Несмотря на амбициозные планы, первый полет нового самолета ожидается не ранее чем через десять лет. Глава Airbus подтвердил свою приверженность цели «создавать авиацию для безопасного мира», осознавая масштаб задачи. Однако сочетание открытых двигателей, складывающихся крыльев и автономных систем может дать новый импульс для отрасли, в которой экология и экономика смогут наконец изменить свой взаимоотношения.