Беспилотник с искусственным интеллектом побеждает пилотов-чемпионов

Искусственный интеллект повысил свой уровень и победил чемпионов мира в реальном виде спорта.

Беспилотник с искусственным интеллектом побеждает пилотов-чемпионов

Последними смертными, почувствовавшими на себе укус поражения, вызванного искусственным интеллектом, стали три опытных гонщика на дронах, которых победил алгоритм, научившийся управлять дроном на 3D-трассе на бешеной скорости и при этом не разбиваться. Или, по крайней мере, не разбиваясь слишком часто.

ИИ Swift, разработанный исследователями Цюрихского университета, выиграл 15 из 25 гонок у чемпионов мира и проехал самый быстрый круг на трассе, где беспилотники развивали скорость до 50 миль в час (80 км/ч) и испытывали ускорение до 5g, достаточное для того, чтобы многие люди потеряли сознание.

«Наш результат — это первый случай, когда робот, управляемый искусственным интеллектом, победил человека-чемпиона в реальном физическом виде спорта, созданном для людей и ими самими», — сказал Элиа Кауфман, исследователь, участвовавший в разработке Swift.

Гонки на дронах с видом от первого лица предполагают полет дрона по трассе, усеянной воротами, которые необходимо пройти чисто, чтобы не разбиться. Пилоты видят трассу по видеосигналу с камеры, установленной на дроне.

В статье, опубликованной в журнале Nature, Кауфман и его коллеги описывают серию соревнований между Swift и тремя гонщиками-чемпионами — Томасом Битматтой, Марвином Шеппером и Алексом Вановером. Перед началом соревнований пилоты-люди в течение недели тренировались на трассе, а Swift тренировался в симуляторе, который содержал виртуальную копию трассы.

Для поиска оптимальных команд при прохождении трассы Swift использовал метод глубокого обучения с подкреплением. Поскольку метод основан на методе проб и ошибок, в процессе обучения беспилотник сотни раз терпел крушение, но поскольку это была симуляция, исследователи могли просто перезапустить процесс.

Во время гонки Swift отправляет видео с бортовой камеры дрона на нейронную сеть, которая определяет гоночные ворота. Эта информация комбинируется с показаниями инерционного датчика, что позволяет оценить положение, ориентацию и скорость дрона. Затем эти данные поступают во вторую нейронную сеть, которая определяет, какие команды необходимо передать дрону.

Анализ результатов заездов показал, что Swift был стабильно быстрее в начале гонки и проходил более крутые повороты, чем пилоты-люди. Самый быстрый круг Swift прошел за 17,47 секунды, что на полсекунды быстрее самого быстрого пилота-человека. Однако Swift не был непобедим. Он проиграл 40% заездов против человека и несколько раз разбился. Оказалось, что беспилотник чувствителен к изменениям в окружающей среде, например, к освещению.

Результаты заездов оставили у чемпионов мира смешанные чувства. «Это начало того, что может изменить весь мир. Но с другой стороны, я гонщик, я не хочу, чтобы что-то было быстрее меня», — сказал Битматта. И, как отметил Шеппер: «Совсем другое ощущение от гонки против машины, потому что ты знаешь, что машина не устает».

Важным достижением является то, что Swift может справляться с такими проблемами реального мира, как аэродинамическая турбулентность, размытие камеры и изменение освещенности, которые могут сбить с толку системы, пытающиеся следовать по заранее рассчитанной траектории. По словам Кауфмана, этот же подход может помочь беспилотным летательным аппаратам искать людей в горящих зданиях или проводить инспекции крупных сооружений, таких как корабли.

Военные проявляют повышенный интерес к беспилотным летательным аппаратам с искусственным интеллектом, однако они не уверены, что последняя работа будет иметь серьезные последствия для ведения боевых действий. Доктор Эллиот Винтер, старший преподаватель международного права в Школе права Ньюкасла, сказал: «Мы должны быть осторожны и не предполагать, что подобные достижения могут быть легко перенесены в военный контекст для использования в военных беспилотниках или автономных системах вооружения, которые участвуют в таких критических процессах, как выбор цели».

Алан Уинфилд, профессор этики робототехники, сказал, что, хотя ИИ «неизбежно» используется в военных целях, он не уверен, что последние разработки могут принести пользу военным, кроме, возможно, стаи беспилотников, которые следуют за самолетом в тесном строю.

Кауфман был настроен столь же скептически. «Почти все беспилотники используются на открытых полях сражений и применяются либо для разведки, либо в качестве оружия против медленно движущихся и неподвижных целей», — сказал он.

  • Другие новости