Создание парфюма — искусство, восходящее к Древней Греции, но современные парфюмеры начинают смотреть не только на свои носы, но и на то, как разрабатывать наиболее привлекательные для нас ароматы. Вместо этого они обращаются к искусственному интеллекту.
Теперь парфюмерные композиции могут быть разработаны таким образом, чтобы вызывать эмоциональную реакцию, используя ингредиенты, известные как нейросенты — запахи, которые, как показывают биометрические измерения, вызывают различные положительные чувства, такие как спокойствие, эйфория или сонливость.
Хуго Феррейра, исследователь из Института биофизики и биомедицинской инженерии в Лиссабоне, занимается картированием активности мозга и его реакции на парфюмерию с целью создания базы данных нейросентов. По его словам, обоняние — это удивительное явление. «С помощью зрения и слуха можно представить себе лицо любимого человека или любимую мелодию. Запах же трудно представить, хотя [он] может вызывать бурю эмоций и воспоминаний».
По мнению Феррейры, это связано со строением обонятельной системы. Сообщения от рецепторов запаха передаются через обонятельную луковицу в различные области мозга, которые управляют всем — от памяти или жажды до стрессовых реакций. «Обоняние — самое разнообразное чувство с большим количеством различных рецепторов. По оценкам, существует около 400 различных семейств генов обонятельных рецепторов. Эти разнообразные связи могут, в частности, объяснить, как мы можем «чувствовать запах страха» или запах победы».
Многие косметические бренды инвестировали средства в нейросенсорные исследования и технологии, поскольку возможности создания ароматов, вызывающих приятные ощущения у потребителей, очевидно, велики. Компания L’Oréal в сотрудничестве с нейротехнологической компанией Emotiv создала «опыт» выбора аромата. В течение 2023 года покупатели в некоторых магазинах Yves Saint Laurent по всему миру с помощью гарнитуры создавали электроэнцефалограмму — ЭЭГ — чтобы определить, какие ароматы им нравятся. Результаты на данный момент показывают, что 95% покупателей, использовавших гарнитуру, нашли нужный парфюм. Компания Puig, занимающаяся производством модной и парфюмерной продукции, утверждает, что для создания одеколона Phantom от Paco Rabanne ей потребовалось 45 млн. показаний мозга мужчин в возрасте 18-35 лет, и в результате исследований в формулу были добавлены лаванда и лимон. В состав парфюма Givenchy Irresistible — последней версии серии Very Irresistible, которая остается бестселлером уже 20 лет, — входит экстракт розы, который был выбран в результате биометрических исследований.
В то время как в ароматах массового спроса эти технологии могут быть использованы лишь в минимальной степени — любой аромат, продающийся на пяти континентах, должен нравиться широкой аудитории, нишевые парфюмеры создают ультраперсональные формулы. Персонализированная бомбочка для ванны южнокорейской компании Amorepacific, созданная с помощью биоданных в реальном времени «ботом для ванны», к сожалению, не доступна на международном рынке, но EveryHuman — алгоритмическая парфюмерия из Нидерландов — создает уникальные ароматы за считанные минуты с помощью анкеты и алгоритмов. В этом месяце компания перешла на производство ароматов для помещений, и теперь посетители мебельного магазина Moooi в Лондоне могут увидеть их машину в стиле Вилли Вонки в действии.
Соучредителем EveryHuman является Анаита Меканик, которая ранее в течение 20 лет работала в крупных парфюмерных домах, занимаясь разработкой ароматов и маркетингом. Она говорит: «Мой интерес к алгоритмической парфюмерии заключается в том, что она дает людям возможность напрямую взаимодействовать с ароматами. Как разработчик ароматов, я обнаружила, что наиболее интересным было то, что для каждого аромата, который запускался в производство, создавались и отбрасывались тысячи итераций.
Оценка всех этих «несовершенных» пробных вариантов, которые так и не попали к потребителям — а некоторые из них им бы понравились, — была основой процесса разработки».
Научная парфюмерия не для всех. Телеведущая и автор парфюмерии Кэти Пакрик говорит, что она хотела бы «разрабатывать свои собственные духи так же, как давить виноград для своего собственного вина».
«Оставьте волшебство художникам», — говорит она. «Зачем нам компьютер, который расскажет нам то, что и так знает наш нос? Случайное знакомство с новым любимым ароматом — это редкий момент благодати, который мы должны себе позволить».
По мнению Феррейры, волшебство исходит из самой природы аромата. «Мы все знакомы с использованием ароматов в косметике и ароматерапии, которые положительно влияют на наше самоощущение, но эти области применения могут быть лишь штрихом к терапевтическим преимуществам молекул запахов. Изучение того, как можно модулировать запах для здоровья или других целей, займет несколько жизней».