В России разрешили перевозить пассажиров беспилотным общественным транспортом

Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил экспериментальный правовой режим (ЭПР) для беспилотных трамваев в Москве и Санкт-Петербурге, который продлится три года.

В России разрешили перевозить пассажиров беспилотным общественным транспортом

Сергей Пятаков / РИА Новости

В Москве беспилотные трамваи начнут перевозить пассажиров уже в сентябре, тогда как сроки запуска в Петербурге пока не определены, пишет «Коммерсант». Ранее на дорогах проводились испытания только для беспилотных автомобилей, начиная с 2018 года в Москве и Татарстане.

Чтобы отработать новые технологии, правительство применило механизм ЭПР, который позволяет временно отклоняться от действующих норм, поскольку по правилам дорожного движения управление автомобилем должно осуществляться водителем. В настоящее время действуют несколько ЭПР для автомобилей, включая тестирование беспилотных грузовиков на трассе М-11.

Беспилотный трамвай в Москве сначала проходил испытания в депо, а сейчас вагон на основе модели «Львенок» курсирует между Строгино и Щукино без пассажиров. В департаменте транспорта Москвы утверждают, что программное обеспечение уже может выполнять 90% действий водителя.

Места тестирования в рамках ЭПР пока не определены, так как маршруты должны согласовываться с МВД. Перемещение по улицам, где находятся объекты государственной охраны, запрещено. Пассажиры, которые смогут воспользоваться беспилотным трамваем, получат специальные приглашения, которые начнут раздавать в сентябре.

На трамваях будет установлен специальный знак «Автономное управление» в треугольной форме. Программное обеспечение должно автоматически отключаться в экстренных ситуациях и передавать управление водителю. Каждое транспортное средство будет застраховано на сумму 10 миллионов рублей в случае причинения ущерба в ДТП.

Эксперимент будет проводиться поэтапно. Сначала трамвай должен проехать 3000 километров (150 часов) с инженером-испытателем в кабине для обеспечения безопасности, как пояснил заместитель министра экономики Максим Колесников. Если в процессе не произойдет аварий, организаторы смогут перейти к дистанционному управлению без человека в кабине, что ожидается в конце 2025 года.

В будущем планируется развивать технологии беспилотного движения и для метрополитена, сообщили в московском метрополитене. Директор петербургского ГУП «Горэлектротранс» Денис Минкин отметил, что с 2022 года учреждение разрабатывает и тестирует технологию беспилотного трамвая, и полученный опыт позволит перейти к более сложным испытаниям в рамках ЭПР.

Член общественного совета при Минтрансе Кирилл Янков указал на успешные испытания беспилотного транспорта на изолированных маршрутах, добавив, что начинать с метро было бы логичнее. Эксперт в области беспилотных технологий отметил, что Россия представляет собой сложную среду для автономного транспорта, особенно зимой, и необходимо разрабатывать собственные лидары и системы очистки сенсоров.

По словам Петра Шкуматова, руководителя рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов», мировой опыт эксплуатации беспилотного транспорта показывает, что такие машины подвержены авариям. Он также подчеркнул, что даже у крупных компаний, таких как Tesla, возникают проблемы с беспилотными автомобилями, и нет оснований считать, что московский трамвай станет исключением.

Султан Жанказиев, заведующий кафедрой «Организация и безопасность дорожного движения» МАДИ, пояснил, что технически создать беспилотный трамвай проще, чем беспилотный автомобиль. Он отметил, что автомобили требуют более глубокого контроля и более сложных инженерных решений, чем трамваи. Задержка с проектом трамвая связана с его социальной природой, и основным беспокойством остаётся кибербезопасность.

  • Другие новости