Художники — одна из тех многочисленных групп, которые почувствуют на себе влияние искусственного интеллекта в ближайшие несколько лет, но не все так мрачно и плохо. Группа художников подготовила открытое письмо в Конгресс, в котором утверждает, что генеративный ИИ не так уж плох, и, что более важно, творческое сообщество должно быть вовлечено в обсуждение того, как следует регулировать и определять эту технологию.
Суть в том, что ИИ, машинное обучение и алгоритмические или автоматизированные инструменты используются в музыке, искусстве и других медиа уже несколько десятилетий, и это просто еще один инструмент.
Поэтому с теми, кто использует эти инструменты, будь то инженеры-программисты или художники, необходимо консультироваться в процессе их разработки и регулирования.
В этих словах, безусловно, есть разум и мудрость, и правительство игнорирует сообщество создателей на свой страх и риск, если оно намерено сформировать разнообразную и представительную группу для консультаций по вопросам ИИ.
Однако в письме, несмотря на то, что оно опубликовано под эгидой Creative Commons, явно не учитывается наиболее серьезная критика систем ИИ, против которых возражают художники: они были созданы в результате массового воровства интеллектуальной собственности, которое и сейчас использует работы художников в коммерческих целях без их согласия и, разумеется, без оплаты их труда. Это странное упущение для организации, призванной ориентироваться в сложном мире цифрового авторского права и лицензирования.
Хотя есть и те, кто субъективно относится к искусству, созданному с помощью искусственного интеллекта, как к простому техническому прогрессу или чему-то подобному, многие возражают против этого потому, что компании, создавшие эти инструменты, использовали их в своих целях, эксплуатируя художников. Независимо от того, является ли искусство, созданное с помощью таких систем, производным или оригинальным, его вполне разумно рассматривать как плод отравленного дерева.
Подобно тому, как авторы осуждают некоторые крупные языковые модели как явно натренированные на их собственных работах, среди претензий, которые художники могут и, вероятно, будут предъявлять на слушаниях или форумах в Конгрессе, должна быть жалоба на то, что компании неэтично и, возможно, незаконно поглощают работы, защищенные авторским правом, вопреки желанию и благополучию их создателей.
Мы находимся только в самом начале эры взаимодействия искусства и промышленности под влиянием ИИ, поэтому есть много возможностей как для разногласий, так и для сотрудничества. Хотя это открытое письмо — лишь одна из точек зрения, она очень ценна — и, скорее всего, получит значительный отпор со стороны других художников, считающих, что их творчество или позиция искажены. А к следующему году мир и сопутствующие ему конфликты вновь перейдут в новое русло, поскольку сегодняшние модели и методы будут отброшены. Мы будем говорить об этом еще очень и очень долго.