«Яндекс» будет следить за ассортиментом на полках магазинов при помощи ИИ

Компания «Яндекс» разместила на платформе LinkedIn вакансию для инженера-схемотехника, который будет заниматься разработкой, проектированием и тестированием автономных камер, предназначенных для мониторинга ассортимента в магазинах, пишет «Коммерсант».

«Яндекс» будет следить за ассортиментом на полках магазинов при помощи ИИ

Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Инженер будет работать в проекте, который в описании вакансии обозначен как «международный B2B-стартап». На основе данных, получаемых с камер, компания будет осуществлять «управление операциями». В объявлении также указано, что проект уже достиг стадии MVP (минимально жизнеспособного продукта) и имеет «первые коммерческие контракты с ведущими ритейлерами России, Казахстана и Узбекистана».

Камеры разрабатываются в рамках инициативы «Умный магазин», которая основывается на системе компьютерного зрения, как сообщили в «Яндексе». Эта система собирает и организует данные о магазине, создавая его цифровую модель. Она также отслеживает наличие товаров и ценников на полках, правильность выкладки и загруженность проходов.

«Яндекс» разрабатывает камеры самостоятельно, что позволяет снизить затраты и сделать услуги более доступными для партнеров, добавили в компании. Информация о финансировании проекта и конкретных контрактах не раскрывается; известно лишь, что в декабре ожидается запуск системы в первых магазинах России.

Российские ритейлеры активно тестируют технологии компьютерного зрения. В компании Х5 сообщили о планах начать пилотные проекты с одним из крупных партнеров. Fix Price проводит испытания генеративного ИИ для выявления пустующих полок с целью своевременного пополнения ассортимента.

Директор IT-подрядчика Fix Price «Смарт Ритейл Тех» Андрей Головкин отметил, что в «Ленте» успешно протестировали решение, позволяющее сотрудникам контролировать наличие товаров на полках в реальном времени. В «Магните» также применяют технологии распознавания товаров для быстрого исправления ошибок в выкладке, что способствует увеличению продаж.

Тем не менее у технологий ИИ для контроля полок есть свои ограничения. Как отметил Андрей Головкин, не все ритейлеры смогут оправдать затраты на закупку камер и интеграцию ИИ-технологий. В некоторых случаях потенциальное увеличение среднего чека может оказаться меньшим по сравнению с расходами на внедрение и обслуживание системы. По словам собеседника «Коммерсанта», расходы на одну камеру могут составлять около 40 тысяч рублей в месяц, причем цена зависит от количества камер и площади магазина.

Подобные решения тестируются крупными ритейлерами уже несколько ле», отметил эксперт по генеративному ИИ компании Axenix Владимир Кравцев. Он добавил, что за последние годы стоимость рабочего времени линейного персонала значительно возросла, что делает использование технологий более выгодным.

Однако внедрение таких инноваций не обязательно приведет к сокращению числа мерчендайзеров. Как пояснил аналитик «Рекфейсиса» Владимир Кузнецов, фокус их работы может сместиться на управление складским персоналом и контроль корректности решений, предлагаемых ИИ.

  • Другие новости